учитель-логопед советует родителям


Консультация для родителей
«Что нужно знать родителям о развитии речи малыша в 1,5 года»
Вы, ваши родные или знакомые заметили, что ваш малыш недостаточно «разговорчив» в
свои 1,5 года. Что же делать? «Он еще маленький», - скажет мама малыша, -«Подрастет –
научиться!», или «Куда бежать и что делать?» - забьёт тревогу другая мама малыша.
Что нужно знать о развитии речи ребенка в возрасте 1,5 года.
В возрасте 6–12 месяцев ребенок уже активно должен имитировать звуки речи взрослых
людей. Он начинает лепетать, произносить слоги «па-па», «ма-ма». В 10 месяцев он
начинает отзываться на свое имя. К году ребенок уже должен начинает произносить
простые слова (мама, папа, дай, на).
Ребенок начиная с года больше двигается, перемещается самостоятельно и начинает
активно накапливать знания об окружающем мире. Его словарный запас активно
пополняется. До полутора лет малыш использует всего 30-40 слов, а к двум годам в его
арсенале уже 300-400 слов. Для привлечения внимания малыш в этот период использует
жесты и звуки.
Не сюсюкайте с ребенком. Это будет тормозить усвоение звуков, задерживать
своевременное овладение словарем. Лучше говорите с ласковой интонацией.
Если ребёнок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует смеяться или
передразнивать его. Нельзя ругать малыша за плохую речь и требовать, чтобы он
немедленно и правильно повторил трудное для него слово. Это приведёт к тому, что
ребёнок будет стараться вообще не употреблять какие-то слова или заменять их другими.
Не подражайте ребенку, повторяя неправильно произносимые им слова. И не надо
стараться указать ребенку, что это неправильно. Лучше повторить слово за малышом, но
произнести его корректно, даже утрированно, так четко, чтобы были слышны все звуки.
Не заменяйте слова на неправильное значение слова (сапоги – «башмачки»).
Называйте вещи своими именами (особенно актуально для детей, которые уже начали
говорить и накапливать активный словарный запас). Например, вместо того, чтобы на
каждый вид транспорта постоянно говорить ребенку "бибика или машинка", говорите:
машина, автобус, троллейбус, трамвай, трактор, экскаватор, грейдер, не заменяйте их на
звукоподражания. Вместо: «Возьми топ, топ», скажите «Возьми обувь, сандали, сапоги» .
Самое основное для улучшения речи – это развитие мелкой моторики, улучшение
работы органов артикуляционного аппарата.
В центре ладони находится очень важная точка - центр развития речи.
Малышу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым
на активные точки, связанные с корой головного мозга; делать упражнения с кистями рук,
лёгкий поглаживающий массаж ладони по часовой стрелке.
Очень важно, чтобы родители и ближайшее окружение ребёнка следили за своим
произношением, говорили не торопясь, чётко произносили все звуки и слова. Нечёткая
торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребёнка. Он будет пропускать
звуки, «проглатывать» окончания слов.
Родителям нужно ограничить просмотр ребенком мультфильмов на телефоне или
игр в телефоне, лучше больше читать сказки, знакомить с детскими писателями, заучивать
стишки, чистоговорки, потешки. Важен эмоциональный контакт с ребенком и
эмоционально выразительный разговор. Почему это важно? Потому что маленький
ребенок, в первую очередь воспринимает интонацию, а уж затем смысл слов.
Не следует говорить все слова только лишь в уменьшительно-ласкательной форме.
Проговаривайте их как в полной (например: курица), так и в уменьшительно-ласкательной
форме (курочка). И не забывайте про синонимы, чтобы обогащать словарь (наседка,
клушка, несушка и т.д.). Употребляйте уменьшительно-ласкательные формы адекватно
ситуации. Например: малыш насыпает в формочку песочек; а экскаватор высыпает песок.
Стараться не вставлять в каждую свою фразу бессмысленных восклицаний: ой,
какой!, ой, какая! Заменяйте эти слова на информативные: лёгкий, мягкий, круглый и т.д.
Прежде чем спрашивать у ребенка, что нарисовано на картинке или что за предмет
он наблюдает, сначала расскажите о нем сами. И чем понятнее и нагляднее будет ваше
объяснение, тем лучше.
Таким образом, именно первые годы жизни малыша имеют колоссальное значение для
развития речи, а значит, и для развития способности мыслить.
Развивая научные положения о сенситивных периодах развития, Л.С. Выготский
отмечал, что «если ребенок до 3 лет по каким-либо причинам не усвоил речи и начал ей
обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему
ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому»
И поскольку обучение речи и восприятие языка происходит именно в этот период,
следует, как можно раньше обратить внимание на отставание ребенка в этой области. Чем
скорее удастся выявить отклонения, тем больше шансов снизить вредное влияние
патологии, приблизиться к норме. Надеяться на то, что все само собой образуется, когда
малыш подрастет, или утешать себя тем, что «ребенок просто отличается своим
развитием» - наивно и неразумно. Как раз в детском саду или в школе такому ребенку
будет гораздо труднее. Ведь требования к нему возрастут, и он гораздо острее ощутит
отставание от сверстников. Если родители выжидают, пока их ребёнок заговорит, до 2-х, а
то и до 3-х лет, исправлять нарушения может оказаться слишком поздно. К этому времени
патология может перерасти в тяжёлый речевой дефект — задержку речевого и
психомоторного развития. В начале пути организм маленького человека очень пластичен
и обладает поразительными способностями к адаптации, которые можно активизировать
при помощи соответствующего лечения и коррекции.
Уважаемые папы и мамы!
Обратите внимание на речь своего малыша! Речью ребенок овладевает постепенно, путем
подражания произношению звуков и слов взрослых. Правильно произносить большинство
звуков сразу он не умеет. Чем раньше родители обращают внимание на правильное
звукопроизношение у ребенка, тем быстрее оно формируется и нормализуется.
Современных родителей проблемы с речью начинают беспокоить по достижении
ребенком 2,5—3 лет. Понаблюдайте за вашим малышом.
Вас должно насторожить, если ребенок:
очень вял, нехотя реагирует на окружающее;
часто проявляет беспокойство, раскачивает туловище из стороны в сторону;
имеет сильное течение слюны;
не выполняет простые словесные команды (пойди на кухню и принеси чашку);
не играет с другими детьми или не кормит куклу из тарелки, а ставит куклу в
тарелку и т. д.;
говорит «ма» вместо «мама» или относит слово «мама» к другим лицам; вместо
«девочка» говорит «де»; «зайчик» — «за»; «иди» — «ди»; «смотри» — «апи»;
употребляет слова-фрагменты, т. е. такие, в которых сохранены только части
слова: «ако» --молоко, «дека» — девочка.
Все это — серьезный повод немедленно обратиться за консультацией к
специалистам.